Бывал ли Пушкин в Коктебеле?

Многим известно, что Пушкин был отправлен в Крым в южную ссылку. Но мало кто знает, что Золотые ворота Пушкин изобразил на рукописи “Евгений Онегин”. А бывал ли Александр Сергеевич в Коктебеле история и вовсе умалчивает.

Пушкин в Крыму

О пребывании Пушкина в Крыму известно довольно много. Но некоторые сведения у нас есть и о связи Пушкина и Карадага. Не мог пройти Карадаг мимо Поэта никак. Это даже не обсуждается.
Кстати, в наше детство горную гряду, спускающуюся к морю называли профиль Пушкина, а не Волошина.

Любопытна история  создания стихотворения “Элегия”: после остановки в  Феодосии, захворавший поэт направился вместе с Раевским в Гурзуф. Это было в августе 1820 года. Тогда он впервые и увидел Кара-Даг с борта корвета “Або”. Поражённый величием карадагских скал, яркими красками заката, которые можно увидеть только в этом мистическом месте, поэт написал одну из лучших морских элегий. В Феодосии же Александру Сергеевичу Пушкину установлен бронзовый памятник. Его легко найти  в городском саду вблизи символа города Феодосии — генуэзской Башни Константина, которая покорно ждёт реставрации…

Через три года после морского путешествия из Феодосии в Гурзуф на борту брига "Мингрелия",  А.С. Пушкин по памяти нарисовал "Золотые ворота" Кара-Дага на полях  черновика рукописи 1-й главы "Евгения Онегина".

В то время Золотые ворота назывались Шайтан-Калу, что в переводе с тюркского языка означает “Шайтановы, Чертовы или ворота Дьявола”. Такими мы и видим их на рисунке Пушкина. С пляшущими вокруг чертями и ведьмой на метле. 

Профиль Пушкина на Кара-Даге

Эти пределы священны уж тем, что однажды под вечер,

Пушкин на них поглядел с корабля по дороге в Гурзуф…

О профиле Пушкина в скальных изгибах Карадага подробно рассказал краевед и соавтор путеводителя “Старый добрый Коктебель” Александр Дидуденко.  Александр справедливо считает, что “любой, кто проводит экскурсию по Кара-Дагу, обязан говорить о Пушкине. Потому, что “эти пределы священны уж тем…” (М. Волошин)”. Дадим слово известному крымскому краеведу:

Это двустишие Максимилиан Волошин произнес не просто так. Всем крымским краеведам хорошо известна фотооткрытка 1910-х годов “Коктебель. Гора “Профиль Пушкина”. К этому же времени относится брошюра В. Д. Геймана “Спутник приезжего. Путеводитель по Феодосии и окрестностям”, на 37-й стр. которого читаем: “По берегу моря за дачным Коктебелем высятся оригинальные скалы “Орел” и “Пушкин”. Последняя напоминает довольно точно профиль лица поэта и видна еще на далеком расстоянии с шоссе”. В. Гейман, журналист и писатель-краевед, является автором этого названия. В путеводителе “Крым” (1914 г., стр. 616) описан мыс “Профиль Пушкина”, где отдел “От Феодосии до Судака” вел тот же В. Гейман.

Таким образом, выясняется, что до 1911-1912 гг. Кок-Кая (Синяя скала) напоминала профиль А. С. Пушкина. Если смотреть со стороны Коктебеля. В конце 1911 года случился оползень Синей скалы, изменивший ее облик. Марина Цветаева, впервые побывавшая в Коктебеле как раз в этом году, впоследствии вспоминала: “Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, – каменный профиль, уходящий в море. Максин профиль”.

Ну а профиль Пушкина, оказывается, на Кара-Даге все-таки есть, но только не там, где его увидел В. Гейман. Если с Коктебеля смотреть на гребень хребта Сюрю-Кая, правее его остроконечной вершины, то видим профиль Александра Сергеевича, причем очень четко.

Скалы Сюрю-Кая (существуют еще две формы названия этих скал: Сююрю-Кая и Сиврю-Кая) видны с любой точки Коктебеля, с любого места набережной, а также с любой точки обширного коктебельского залива.

Вглядываясь в линию скалы, правее ее остроконечной вершины, вы различите подбородок, губы, нос, лоб… – очень изящный вытянутый профиль А. С. Пушкина, разительно напоминающий некоторые его автопортреты. Четкая графика зубцов Сюрю-Кайи вызывает этот образ неизменно. Лицо поэта обращено вверх, взгляд устремлен в небо”.

С трудами Александра Дидуленко можно ознакомиться по ссылке https://perexilandia.org/rossiya/puteshestviya-strana/put-doroga/pushkin-i-kara-dag

Золотые ворота на рукописи Пушкина

Рисунок на рукописи Пушкина

Рядом с рисунком скалы на рукописи Пушкина “Евгений Онегин” находилась эта запись:

«Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не призирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней…»

Перечитаем же в день рождения поэта романтическую элегию, рожденную под Карадагом

* * *

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Добавить комментарий